Здравствуй, дорогой мой читатель! Прости мне сегодня такое по-свойски приятельское обращение: просто захотелось так вот по-дружески поболтать сегодня с тобой о том, о сём. Пусть наше сегодняшнее общение начнётся с двух цитат . Первая написана в 1932 году английским писателем Олдосом Хаксли и взята мною из его романа "О, дивный новый мир":
- Всё равно "Отелло" - хорошая вещь, "Отелло" лучше ощущальных фильмов.
- Разумеется, лучше, - согласился Главноуправитель. - Но эту цену нам приходится платить за стабильность. Пришлось выбирать между счастьем и тем, что называли когда-то высоким искусством. Мы пожертвовали высоким искусством. Взамен него у нас ощущалка и запаховый орган.
- Но в них нет и тени смысла.
- Зато в них масса приятных ощущений для публики...
Вторая цитата услышана на днях в магазине:
- Что на литературе вчера было?
- Я пятёрку получила. Да, ещё разбирали "маленькую трилогию" Чехова. Не понимаю, зачем надо было писать то, что потом ещё обсуждать и домысливать приходится. В принципе, посмотрел "Дикий ангел" или "Семейные узы" - всё то же самое, зато просто и понятно.
- Вот именно. И сюжет современный, и занудства нет - и понятно, и приятно.
Их разделяет 70 лет. Но не показалось ли тебе, дорогой читатель, что мысли эти печально связаны меж собою? Да, да, да, просто удивительным образом. Конечно, это не странно и не очень-то удивительно: настоящее искусство всегда ведёт беседу о вечном и обладает способностью прогнозировать и предсказывать. Но я предлагаю сегодня поговорить не просто о высоком, вечном и сиюминутном. Пусть разговор пойдёт о конкретном жанре, удивительном и почти сказочном - жанре антиутопии.
Как всё начиналось...
Людям вообще свойственно мечтать. А мечтать о наступлении времени, когда в мире восторжествует Гармония, особенно. "О чём люди - с самых пелёнок - молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье - и потом приковал их к этому счастью на цепь." Именно эта великая мечта нашла отражение в литературе и определила рождение жанра утопии. Основоположником утопии считается английский гуманист Томас Мур (1478 -1535), автор книги "Утопия". Жанр этот предполагает развёрнутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны (может, справедливо вспомнился тебе четвёртый сон Веры Павловны из романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?"). Центральная идея - всеобщее равенство, которое приводит каждого в отдельности к ощущению счастья. Действительно, ради чего прогресс, развитие всего мыслящего и думающего, если не будет счастья и стабильности?! Объект изображения утопии -не отдельная личность, а общественное устройство. Герой-повествователь - путешественник или странник, наблюдающий за этой прекрасной идеальной жизнью. Люди, живущие в этом обществе, удивительно похожи друг на друга.
и развивалось...
Но можем ли мы, такие разные, неповторимые от самого рождения, стать похожими друг на друга? Не абсурдна ли, не ужасна ли сама эта идея? Помнишь, в "Преступлении и наказании" герой восклицает: "Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики!" А, может, вспомнился сейчас тебе щедринский Угрюм-Бурчеев, насаждающий "прогресс", не считаясь ни с какими законами?! А, возможно, ты читал повесть Г.П.Данилевского (автора "Сожжённой Москвы") "Жизнь через сто лет" (1864), где герой, оказавшись в Париже конца двадцатого столетия, восклицает: "Вы презираете всё, что не ведёт к низменной практической пользе! Вы отдали луч солнца за кусок удобрения." Не случайно сейчас вдруг вспомнились все эти герои. Не случайно потому, что именно в 19 веке начинает зарождаться антиутопия. А вопрос, поставивший под сомнение прекрасную идею Гармонии, очень прост: совместима ли идея всеобщего равенства и счастья с неповторимостью каждой отдельной личности?
во что воплотилось...
Первые десятилетия 20 века породили в сознании людей множество новых утопических иллюзий. А личность была почти полностью обесценена. Поэтому расцвет жанра антиутопии пришёлся именно на великий 20! Наверняка, ты слышал о таких произведениях, как "Мы" Замятина, "1984" Дж.Оруэлла, "451 градус по Фаренгейту" Р.Брэдбери, "Москва 2042" В.Войновича и другие. Проницательные художники понимают бесчеловечность великих мечтаний и чудовищность попыток "железной рукой загнать человечество к счастью".
Мир антиутопии, как и утопии, идеален и рационалистически выверен. "Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах - быть может, ещё в диком состоянии свободы. Если они поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми."
А какие чудесные перспективы в этом мире! "Непредвиденная убыль кадров восполняется незамедлительно. Чем старое чинить, лучше новое купить. Сомы грамм - и нету драм. Все телесные недуги старости были устранены. Девиз Мирового Государства: Общность, Одинаковость, Стабильность." [Хаксли, "О, дивный новый мир."] (Как раздражают нас непохожие, другие, иные, чудные, странные и одинокие! Родители и учителя мечтают о спокойных, предсказуемых и одинаковых; неординарность же собственных чад мешает, тревожит и пугает).
А вот ещё: "И одновременно начат поход против Прошлого, закрыты музеи, взорваны исторические памятники; изъяты книги. Характер остаётся на протяжении жизни неизменным - настолько шагнул прогресс -старые люди работают, совокупляются, беспрестанно совокупляются; сидеть и думать им некогда." От близости и популярности звучащего пробирает дрожь.
Что же происходит с человеком, живущим в этом обществе? Не случайно во многих произведениях этого жанра герой - повествователь является не сторонним наблюдателем, а гражданином "идеальной" страны. Так возникает конфликт между человеком и породившей его социальной системой.
Эти произведения сродни фантастическим. Великая идея просто логически развивается автором до вопросов: "А стоит ли? Возможно ли? Ради чего? Что же главное?" Но тот, кто задаёт эти вопросы, обречён либо на выселение, либо на смерть, либо на непонимание и насмешки. Как и в реальной жизни. Но это уже другая история.
А теперь ответ на заданный вопрос (как называются жители Архангельска, Курска, Пензы, Тулы, Брянска, Смоленска?) Спасибо огромное всем-всем, кто нашёл время написать нам. Архангельцы и архангелогородцы, брянцы, куряне, пензенцы и даже пензяки, смоляне или смоленцы, просто туляки - вот они, загадочные жители русских городов.
Сегодняшний вопрос связан с окончанием существительных во множественном числе Почему в словах мастер, доктор, паспорт, вечер во множественном числе окончание -а, а в словах типа погон, офицер, стакан, боксёр такого окончания нет?
Следующие выпуски мы планируем посвятить палеонтологии и возникновению слов в языке. Если у вас есть интересные примеры, присылайте!