Мы знаем её с детства. Её носят наши родители. Она - одна из наших отличительных черт. Иногда - гордость, иногда - причина волнений и переживаний. Она может сказать о нас многое: в ней скрывается и наша национальность, и родословная, и местожительство, а иногда даже и наш характер. Её можно поменять не только по семейным обстоятельствам, (в связи с чем женщины делают это чаще), но и по желанию. Уверена, вы догадались: речь пойдет о фамилии.
Сначала о слове фамилия. В Древнем Риме это слово означало всех членов семьи. В дальнейшем оно стало применяться как обозначение родового имени, переходящего от отцов к детям по наследству. И в России слово фамилия сначала употребляли в значении «семья». Думаю, вы вспомнили английское family, французское famille, испанское familia, которые тоже переводятся как «семья». Только в 19 веке слово фамилия в русском языке постепенно приобрело свое второе значение, ставшее затем основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени».
Когда появились фамилии? Буквально до конца 18 - середины 19 века большинство населения России фамилий не имело. Пусть не покажется вам это странным! Окончательное "офамиливание" России относится ко второй половине 19 века. Кстати, в 1888 году вышел специальный указ сената: «... Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом». Хотя, конечно, появились первые русские фамилии значительно раньше. Так, первое документальное упоминание фамилий встречается в старинных документах 14-15 веков.
Что было раньше? Прозвища и отчества - вот что, помимо имен, выполняло для наших предков функцию социального знака. В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца 10 века, у предков современных русских, украинцев и белорусов использовались только личные имена, которые давались детям при рождении. Это были языческие славянские имена. И большинство имен представляло собой сложные имена, состоящие из двух корней, связанных соединительным гласным. Вторыми элементами этих имен, как правило, были: "-слав" ("славный", Ярослав – "сильный и славный"), "-мир" или "-волод" ("владеющий, богатый", Всеволод – "все и владеющий"). К славянским именам прибавилось несколько скандинавских, привнесенных в период язычества викингами-завоевателями, как, например, Рюрик (Hrorekr), Олег (Helgi, "святой"), Игорь (Ingvar, "молодой"), Глеб (Gudleifr, эквивалент нем. Gottlieb). После крещения Руси в 988 году каждый новоявленный христианин получал от священника крестильное имя. Крестильные имена соответствовали именам святых и были обычными христианскими именами. Имя, данное при крещении, обозначалось в древнерусском словом "имя".
Но на Руси также существовала традиция давать ребенку в дополнение к официальному крестильному имени еще одно, некрестильное. Эта традиция сохранялась вплоть до 17 века. Но тогда слова "прозвище" в древнерусском не было, а использовалось выражение "мирское имя" в противоположность слову "имя", обозначавшему имя подлинное. Слово "прозвище" появилось позже. После 17 века прозвищ в России уже не было. За редкими исключениями исчезли также древние языческие славянские и скандинавские имена.
«Иван Микитин сын, а прозвище Меншик», - гласит запись 1568 года; «Онтон Микифоров сын, а прозвище Ждан», - свидетельствует документ 1590 года”; «Губа Микифоров сын Кривые щеки, землевладелец», - видим запись 1495 года; «Данило Сопля, крестьянин», ; «Ефимко Воробей, крестьянин», - это за 1495 год. Таким же образом, впоследствии могли возникнуть фамилии Никитин, Меншиков, Никифоров, Жданов, Кривощеков, Соплин, Воробьев.
Прозвища встречались иногда очень чудные. Вот, например, запись от 1495 года, в которой указан крестьянин Игнатко Великие Лапти. А вот документ 1555 года, в нем названы десятки людей, получившие свои прозвища по своим занятиям: Гончар, Дегтярь, Зубоволок, Кожемяка, Мельник, Рогозник, Рудомет, Серебренник, Красильник, Седельник, Скоморох, Швец. Все они могли лечь в основу соответствующих фамилий.
Как возникли фамилии? Скорее всего, во всём "виновато" наследственное землевладение. Видимо, оно и привело к возникновению наследственных имен, то есть фамилий. Большая часть княжеских, (а потом и боярских) фамилий указывала на те земли или местности, которые принадлежали конкретному человеку. Так возникли фамилии бояр Шуйских (по названию реки и города Шуи), князей Вяземских (род Вяземских существованием этой фамилии также обязан реке — Вязьме). Таково же происхождение таких старинных фамилий, как Елецкий, Мещерский, Тверской, Тюменский и др.
Фамильные варианты.
Таким образом, почти у каждого русского могло быть два имени – крестильное и/или второе. Но была и еще одна "система именования", которая получалась путем добавления имени отца к крестильному или ко второму имени, либо к тому и другому вместе. Например, Иван Петров сын или Иван Петров; Федор Никитин сын или Федор Никитин. Если у отца было два имени, то второе также могло быть включено в имя, но уже после слова "сын". Допустим, отец назывался Петр Сорока, а его сын Иван мог быть описан или как Иван Петров сын, или как Иван Петров сын Сорокин. Иногда патроним, образованный от второго имени, использовался в форме родительного падежа (окончание -а): Иван Петров сын Сорокина. Один из двух патронимов мог быть опущен, тогда вышеуказанный Иван назывался Иван Петров или Иван Сорокин сын. Если у Ивана было второе имя, например, Третьяк (третий), он мог быть представлен своим собственным именем и именем своего отца двенадцатью различными способами. А еще патроним можно образовать от уменьшительной формы крестильного имени. Так, от имени Петр могли получиться не только Петров, но и Петряев, Петрищев, Петин, Петюнин и т.п.
Давайте для примера возьмём ещё одно собственное имя - Василий. В русский язык оно пришло от греческого, где имело значение «царский». От имени Василий образовано более 50 фамилий, которые отличаются друг от друга разнообразными оттенками — уменьшительно-ласкательным, презрительным и т.д. или же изменены для благозвучия: Васин, Васькин, Васятников, Васютин, Василевский, Васильчиков, Васильев и другие.
От имени Иван можно образовать более ста фамилий. А вот в фамилии Ищук уже с трудом можно найти имя Иосиф. Возникла она на Украине еще в15 веке примерно на территории нынешних Винницкой и Житомирской областей. Именно там православное имя Иосиф превратилось в Йосип, а затем - и в Исько. Сын человека по имени Исько и получал прозвище Ищук.
Два слова о двойных фамилиях.
Происхождение двойных фамилий различно. Это и псевдонимы, и прозвища, и фамилии бабушек, и фамилии спутника жизни, присоединённые к нашим собственным. Остановимся лишь на нескольких.
Михаил Евграфович Салтыков присоединил к своей фамилии свой псевдоним (Николай Щедрин) и появился, как мы знаем, М.Е.Салтыков-Щедрин. Дмитрий Наркисович Мамин, начавший в писать в 80-е годы 19 века под псевдонимом Сибиряк, получил известность как Мамин-Сибиряк. Композитор Соловьев к своей достаточно распространенной фамилии добавил школьное прозвище Седой, полученное за очень светлые волосы, и мир узнал песни Соловьева-Седого. А писатель Новиков, известный рассказами из жизни моряков, украсил свою фамилию компонентом, напоминающим о море - Прибой.
И напоследок о смене фамилии...
Что видит женщина (чаще всё-таки именно она меняет фамилию) в замене своей фамилии после замужества? Пустую формальность, приятную традицию, нечто символическое? Единодушия, прямо скажем, в этом вопросе не наблюдается. Почему многие женихи так принципиальны в этом вопросе? Кто-то берет фамилию любимого и не задумывается. Кто-то считает, что с переменой фамилии меняется судьба. И что для нас фамилия? Правда ли, что фамилия меняет наш характер? По этому вопросу существует множество взглядов и научных теорий. Поэтому я рискну осветить отчасти данную проблему с точки зрения географии.
В России большая часть женщин меняет фамилию. А вот какова ситуация со сменой фамилии в Европе. Наиболее консервативные страны - Франция и Англия. Разные фамилии у супругов здесь - редкость. В Скандинавии укрепляется тенденция приобретать после замужества двойную фамилию - свою плюс мужнину. Если дело так пойдет, им недалеко будет до Испании (а также ее бывших колоний). Там с фамилиями происходит очень интересная вещь. Дело в том, что каждая испанка, впрочем, как и испанец, таскают с собой в паспорте свое генеалогическое древо. Когда ребенку выдают свидетельство о рождении, он получает две фамилии: папину и мамину. Но у папы с мамой, в свою очередь, тоже были папа и мама. Таким образом, маленькая девочка по фамилии Фернандес Родригес Эрнандес Лопес Лусиа Каррерас - самое обычное явление. В Дании в последние годы все меньше женщин берут фамилию мужа, зато все больше мужчин берут фамилию жены, А вот в Исландии - где, по всем данным, с равноправием полов дела обстоят лучше всего - женщины фамилии не меняют. Хотя если придет исландке в голову такая мысль, - никто не откажет.
На этом пока все.