Уже само слово сонет настраивает человека на что-то лирическое, романтическое и возвышенное. Кстати, слово по своему происхождению итальянское - sonetto (son -"звук", "мелодия", "поэма"). Может, вспомнилась музыкальная соната или сонатина? Итак, вы настроились? Тогда начнём. Для примера давайте обратимся к сонету Арсения Тарковского:
Беспомощней, суровее и суше
Я духом стал под бременем несчастий.
В последний раз ты говоришь о страсти,
Не страсть, а скорбь терзает наши души.
Пред дикими заклятьями кликуши
Не вздрогнет мир, разорванный на части.
Что стоит плач, что может звон запястий,
Когда свистит загробный ветер в уши?
В кромешном шуме рокового боя
Не слышно клятв, а слово бесполезно.
Я не бессмертен, ты как тень мгновенна.
Нет больше ни приюта, ни покоя,
Ни ангела над пропастью беззвездной.
А ты одна, одна во всей Вселенной. (7 ноября 1941 г.)
Как видим, сонет - стихотворение из 14 строк.
Существует два основных вида сонета - английский и итальянский. Отличие между ними - в композиции и рифме. Итальянский состоит из двух четверостиший и двух трёхстиший. Английский же - из трёх четверостиший и заключительного двустишия.
Сонет - интеллектуальный жанр лирики. Каждая строфа - это шаг в развитии единой диалектической мысли. В связи с этим требования к сонету предъявлялись следующие:
возвышенная лексика интонации,
точные и редкие рифмы
запрет на переносы и на повторение знаменательного слова в одном и том же значении.
Родился сонет в 13 веке в Италии.
Есть у него даже создатель - адвокат, поэт Якопо да Лентини, живший в Палермо в начале 13 столетия. Высшая точка в развитии итальянского сонета связана с творчеством Петрарки. Прекрасные сонеты создали такие поэты, как Т.Тассо, Микеланджело (да, да, тот самый Микеланджело, вы не ошиблись!), Дж.Марино и др. В 18 веке популярность сонета в Италии заметно падает, вплоть до 19 века (творчество Дж.Леопарди).
В Италии зародился и венок сонетов. Наверняка, вы слышали такое словосочетания. Венок сонетов -это цепь из 15 сонетов, где 14 стихотворений образуют кольцо, т.к. последняя строка каждого сонета повторена в первой строке следующего, последняя же строка четырнадцатого стихотворения повторяет первую строку первого. Вот как сложно и просто одновременно. Но, если мастерски написано, то как красиво! Пятнадцатый сонет называется магистралом и состоит из первых строк всех четырнадцати остальных, причём именно в том порядке, в каком они следуют один за другим. В России венки сонетов создавали В.Иванов, М.Волошин, Д.Бальмонт, И.Сельвинский и другие поэты.
Создатель английского сонета - поэт Г. Сарри (начало 16 века). Но прославил этот жанр, конечно, У.Шекспир.
Мы вянем быстро -так же, как растем.
Растём в потомках, в новом урожае.
Избыток сил в наследнике твоём
Считай своим, с годами остывая.
Вот мудрости и красоты закон.
А без него царили бы на свете
Безумье, старость до конца времён
И мир исчез бы в шесть десятилетий.
Пусть тот, кто жизни на земле не мил, -
Безликий, грубый, -гибнет невозвратно.
А ты дары такие получил,
Что возвратить их можешь многократно.
Ты вырезан искусно, как печать,
Чтобы векам свой оттиск передать.
Крупнейшими английскими сонетистами были Г.Спенсер, Д.Мильтон, У.Водсворт.
Французский сонет является вариантом итальянского сонета. Известны прекрасные сонеты Ш.Бодлера, П.Верлена и других поэтов.
В русский язык этот термин (сонет) вошел с первой половины 18 века, скорее всего, из французского языка. Первыми мастерами русского сонета были В.К.Тредиаковский, А.П. Сумароков. Настоящее развитие русский сонет получил под пером А.С. Пушкина, А. Дельвига, А. Григорьева, А. Фета, Д. Бутурлина.
Тем не менее, золотой век русского сонета всё-таки приходится на начало 20 века и связан с именами И.А.Бунина, И.Северянина, И.Анненского, О.Э. Мандельштама и других поэтов серебряного века. В это время появились новые виды сонетов и наметился отход от классической формы сонета.
Сонеты писали и пишут современные поэты. Вот один из двадцати сонетов, посвящённых Марии Стюарт, И. Бродского:
Любовь сильней разлуки, но разлука
длинней любви. Чем статнее гранит,
те явственней отсутствие ланит
и прочего. Плюс запаха и звука.
Пусть ног тебе не вскидывать в зенит:
на то и камень (это ли не мука?),
но то, что страсть, как Шива шестирука,
бессильна - юбку, он не извинит.
Не от того, что столько утекло
воды и крови (если б голубая!),
но от тоски расстёгиваться врозь
воздвиг бы я не камень, но стекло,
Мари, как воплощение гудбая
и взгляда, поникающего сквозь.
Вот уже на протяжении очень долгого времени сонет занимает в европейской поэзии самое высокое положение среди лирических жанров. Он видоизменяется, отходит от классических канонов, но также чудесен и волшебен, как и всегда. Почему? Не знаю. Наверное, в этом и есть тайна Поэзии и Любви.