Кто он?
Придуманный, созданный, на самом деле, реально не существовавший человек.
Литературные родители - создатели - в первую очередь, поэт граф Алексей Константинович Толстой и его двоюродные братья Алексей Михайлович Жемчужников и Владимир Михайлович Жемчужников.
В создании и творчестве этого писателя большую роль сыграли Александр Михайлович Жемчужников, (принимавший большое участие в сочинении не только трех басен: "Незабудки и запятки", "Кондуктор и тарантул" и "Цапля и беговые дрожки", но также комедий "Блонды", "Любовь и Силин" ) и Петр Павлович Ершов, сочинитель сказки "Конек-горбунок".
Знаете ли вы, что...
В городе Брянске есть литературный музей, на базе которого в 1999 году создан музей Козьмы Пруткова.
В брянском парке - музее стоит памятник из дерева Козьме Пруткову (автор В. Херувимов, 1971). На скульптуре высечен один из крылатых афоризмов Пруткова: "Смотри в корень!".
Выглядел Козьма так: волосы - искусно подвитые и всклоченные, каштановые, с проседью; две бородавочки; кусочек черного английского пластыря на шее, на месте постоянных его бритвенных порезов; длинные, острые концы рубашечного воротника, торчащие из-под цветного платка, кисть левой руки, плотно обтянутая белою замшевою перчаткою особого покроя, выставленная из-под альмавивы, с дорогими перстнями поверх перчатки (эти перстни были ему пожалованы при разных случаях).
Портрет. В первый же год своей гласной литературной деятельности (в 1853 г.) он занялся приготовлением отдельного издания своих сочинений с портретом. Для этого были тогда же приглашены им несколько художников, которые нарисовали и перерисовали на камень его портрет, отпечатанный в том же, 1853, году, в литографии Тюлина, в значительном количестве.
Все свои печатные прозаические статьи Козьма Прутков помечал 11-м числом. Полагали, будто он желал ознаменовать каждый раз день своего рождения (родился он 11апреля). Но на самом же деле он таким образом отмечал данным числом не день рождения, а свое замечательное сновидение, вероятно, только случайно совпавшее с днем его рождения и имевшее влияние на всю его жизнь.
Что за сон, повлиявший на его жизнь, приснился ему? В ночь с 10 на 11 апреля 1823 г., возвратясь поздно домой с товарищеской попойки и едва прилегши на койку, он увидел перед собой "голого бригадного генерала, в эполетах, который, подняв его с койки за руку и не дав ему одеться, повлек его молча по каким-то длинным и темным коридорам, на вершину высокой и остроконечной горы и там стал вынимать перед ним из древнего склепа разные драгоценные материи, показывая их ему одну за другою и даже прикидывая некоторые из них к его продрогшему телу. Прутков ожидал с недоумением и страхом развязки этого непонятного события; но вдруг от прикосновения к нему самой дорогой из этих материй он ощутил во всем теле сильный электрический удар", от которого проснулся весь в испарине.
Из русских писателей с большим вниманием и интересом относился к Козьме Пруткову Достоевский, определивший значимость его в литературной жизни: "... великолепный Козьма Прутков в строгом смысле может тоже считаться представителем цельной и своеобразной партии...". В Дневнике писателя за 1876 год вспоминается басня "Кондуктор и тарантул" ("верх совершенства в своем роде"). Знаменательно, что опыты Достоевского-пародиста заканчиваются фельетоном "Из дачных прогулок Козьмы Пруткова".
Достоевский использовал стихотворение Козьмы Пруткова "Осада Памбы" в своём романе "Село Степанчиково и его обитатели". Это сюжетный центр произведения. Помните: в романе есть эпизод: дети придумали забаву, детский спектакль, именинный сюрприз, розыгрыш взрослых. Стихотворение читается "маленьким, ровным и ясным голосом, без запятых и без точек, как обыкновенно сказывают маленькие дети заученные стихи":
Девять лет, как Педро Гомец
Осаждает замок Памбу,
Молоком одним питаясь..."/
- "Как, что? Что это за молоко?" - вскричал дядя... -
"А от войска Дона Педро
Всего-навсего осталось
Девятнадцать человек..."
- "Да это галиматья!" - вскричал дядя с беспокойством, - "ведь это невозможное ж дело! Девятнадцать человек от всего войска осталось, когда прежде был даже и весьма значительный корпус! Что же это, братец, такое?.." -
"...Не нарушили ни разу
Нами данного обета:
Целых девять лет не ели,
Ничего не ели ровно,
Кроме только молока!" -
"Экой фофан! Чем утешается", - прервал опять дядя, - "что девять лет молоко пил! Да какая ж тут добродетель? Лучше бы по целому барану ел, да людей не морил!.." -
"...А каплан его Диего,
Так сказал себе сквозь зубы:
"Если б я был полководцем,
Я б обет дал есть лишь мясо,
Запивая сантуринским!.."" -
"Ну вот! Не то же ли я говорил?" - вскричал дядя, чрезвычайно обрадовавшись. - "Один только человек во всей армии благоразумный нашелся, да и тот какой-то каплан... Ну, Илюша, что же дальше?"
"И, услышав то, дон Педро
Произнес со громким смехом:
Подарить ему барана; он изрядно подшутил!"
- "Нашел время хохотать! Вот дурак-то! Самому, наконец, смешно стало! Барана! Стало быть, были же бараны; чего же он сам-то не ел?"
В романе действует пародийная система. Она, безусловно, сконцентрирована в сцене прочтения "Осады Памбы", откровенно обнаруживает себя в "персональном" прутковском приеме - комическом столкновении текста и читательского комментария. При этом очень важно, что "Осада Памбы" не просто упоминается, а читается, произносится вслух, действует. Здесь данное стихотворение - пародийная тень всего романа, средоточие сказочно-игрушечного плана, воплощение идеи Достоевского.
Строки биографии
Имя - не Кузьма, а Козьма. Что же касается способа на писания им самим своего имени, то в действительности он подписывался даже не "Козьма", но Косьма, как знаменитые его тёзки: Косьма Минин, Косьма Медичи и немногие подобные.
Родился 11 апреля 1803 г
Место службы - Государственная: сначала по военному ведомству (1820-23), а потом по гражданскому (по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где и останусь навсегда!" - Действительно, вступив в Пробирную Палатку в 1823 г., он- оставался в ней до смерти, т. е. до 13 января 1863 года. с 1823 до смерти). На литературном поприще действовал гласно только пять лет - 1853-54 и в 1860-х годах.
Скончался 13 января 1863 г.
Что же он сказал при жизни?
Самоуверенность, самодовольство и умственная ограниченность Козьмы Пруткова выразились особенно ярко в его "Плодах раздумья", т. е. в его "Мыслях и афоризмах".
Лучше скажи мало, но хорошо.
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого.
Никогда не теряй из виду, что гораздо легче многих не удовлетворить, чем удовольствовать.
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.
Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна.
Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя.
Взирая на солнце, прищурь глаза свои и ты смело разглядишь на нем пятна.
Кстати, помните у Флобера в "Госпоже Бовари" : "Нельзя прикасаться к идолам: их позолота остаётся у нас на пальцах". Это Флобер сказал, но, согласитесь, мысль похожа. Что есть хитрость? - Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.
Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.
И это далеко не всё...
А ещё он написал. Что?
Вот, например, стихотворения.
ОСЕНЬ
С персидского, из ибн-Фета
Осень. Скучно. Ветер воет.
Мелкий дождь по окнам льет.
Ум тоскует; сердце ноет;
И душа чего-то ждет.
И в бездейственном покое
Нечем скуку мне отвесть...
Я не знаю: что такое?
Хоть бы книжку мне прочесть!
ПЕРЕД МОРЕМ ЖИТЕЙСКИМ
Все стою на камне, -
Дай-ка брошусь в море...
Что пошлет судьба мне,
Радость или горе?
Может, озадачит...
Может, не обидит...
Ведь кузнечик скачет,
А куда - не видит.
ШЕЯ
Моему сослуживцу г. Бенедиктову
Шея девы - наслажденье;
Шея - снег, змея, нарцисс;
Шея - ввысь порой стремленье;
Шея - склон порою вниз.
Шея - лебедь, шея -- пава,
Шея - нежный стебелек;
Шея - радость, гордость, слава;
Шея - мрамора кусок!..
Кто тебя, драгая шея,
Мощной дланью обоймет?
Кто тебя, дыханьем грея,
Поцелуем пропечет?
Кто тебя, крутая выя,
До косы, от самых плеч,
В дни июля огневые
Будет с зоркостью беречь:
Чтоб от солнца, в зной палящий;
Не покрыл тебя загар;
Чтоб поверхностью блестящей
Не пленился злой комар;
Чтоб черна от черной пыли
Ты не сделалась сама;
Чтоб тебя не иссушили
Грусть, и ветры, и зима?!