Слово 1. О времени и о названии.
В русской литературе серебряный век начинается с 90-х годов 19 века. Это выход из эпохи безвременья, преодоление кризиса поэзии. Назван этот период по аналогии с золотым веком русской литературы (начало 19 века).
Спорным является вопрос о том, когда же закончился серебряный век русской поэзии. Одни называют дату: 1917 год - год революции. Другие - 1921 год - год трагической гибели двух величайших русских поэтов: А.Блока, который был, по определению А.Ахматовой, "человеком-эпохой", и Н.Гумилева, ставшего главным собирателем молодых поэтических сил в трудные годы революции и начала Гражданской войны. Их гибель, почти совпавшая по времени, у многих уничтожила иллюзии, порожденные новой властью, для многих стала толчком к отъезду в эмиграцию.
Слово 2. О представителях и направлениях
"Серебряный век" включает в себя такие направления поэзии, как символизм, акмеизм и футуризм. Кроме поэтов, представляющих эти направления (З.Гиппиус, Д.Мережковский, В.Брюсов, А. Блок, А. Белый - символизм, А.Ахматова, Н.Гумилёв, О.Мандельштам - акмеизм, В.Маяковский, В.Хлебников, Кручёных - футуризм и другие поэты), к серебряному веку относится творчество поэтов, не входящих ни в какие группы, направления и течения: М. Цветаева, М.Волошин, И.Бунин, В.Ходасевич и другие.
Слово 3. О людях
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет? (Б.Пастернак)
Александр Блок. Ранимый, тонко чувствующий, двойственный, безумно одинокий. Родился и провёл детство в доме своего деда, профессора Петербургского университета, А.Бекетова.
Свою Прекрасную Даму - Любовь Дмитриевну Менделееву - он впервые увидел в дошкольном возрасте, когда к его деду пришёл Дмитрий Иванович Менделеев со своей дочерью Любой.
Николай Гумилёв писал: "О Блоковской "Прекрасной Даме" много гадали, хотели видеть в ней то Жену, облечённую в Солнце, то вечную Женственность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблён поэт, то, мне кажется, сам образ, сделавшись ближе, станет ещё чудеснее и бесконечно выиграет от этого в художественном отношении".
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
Уже в советское время Анна Ахматова, назвавшая Блока "трагическим тенором эпохи", посвятила ему строки:
Он прав - опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит...
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит...
Вокруг московского начинающего поэта Андрея Белого (настоящее имя - Борис Бугаев) в начале века сложился кружок блоковских поклонников. Его стихи переписывали от руки, не раз перепечатывали. Встреча Белого и Блока произошла 10 января 1904 г. в квартире Андрея Белого (Арбат, 55). Впоследствии между Блоком и Белым сложатся отношения "дружбы-вражды". Они часто будут встречаться в Москве. Даже наступит время, когда эти отношения скорее будет тяготеть к вражде, так как Андрей Белый всерьёз увлечётся женой поэта.
Родители Бориса Пастернака были известными и талантливыми людьми. Отец - Леонид Осипович (1862 -1945) - был замечательным художником, академиком живописи, автором прекрасных иллюстраций к "Воскресению" Толстого. Кстати, с Толстым он был знаком лично. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман -Пастернак, известная в совё время пианистка. Сам Пастернак на протяжении долгих лет под влиянием занятий со Скрябиным собирался связать всерьёз свою жизнь с музыкой. ("Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина").
В начале своего творчества он увлёкся футуризмом. Потом отошёл от этого направления и стал независимым поэтом.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Николай Гумилёв - человек, который, по свидетельству современников, по-настоящему интересовался только одной вещью - поэзией.
Её душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха.
В 1910 году он и Анна Ахматова стали мужем и женой. 1 октября 1912 года у них родился сын Лев, ставший впоследствии знаменитым учёным.
Никто так не писал об Африке, как Гумилёв. Никто не писал не писал так о любви, как Гумилёв. Никто не жил Поэзией так, как Гумилёв. Николай Оцуп писал о нём:
Оттого я люблю Гумилёва,
Что ошибки и страсти влача,
Был он рыцарем света и слова
И что вера его горяча.
Аня Горенко, известная широкой публике под звучным именем Анна Ахматова. (Кстати, фамилия Ахматова восходит к арабскому ahmad - 'похвальный'). Училась она всегда неохотно. Куда охотнее посвящала часы Поэзии.
Это о ней художник Юрий Анненков писал: "Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, каким располагала Ахматова"
Та самая Ахматова, о которой в родной России в 1947 г. "великий знаток и ценитель литературы" А. Жданов с высокой трибуны скажет: "Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой", а в неродной Англии в 1965 году ей присудят почётную степень доктора литературы Оксфордского университета.
Иннокентий Анненский, автор сточек
Среди миров,
В мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя,
Не потому чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими...
был попечителем учебного округа и директором Царскосельской гимназии, в которой не только в 19 веке учились Пушкин, Салтыков - Щедрин, но и в начале 20 века - Гумилёв и Ахматова. Гумилёв говорил, что его ранние стихотворения написаны под влиянием поэзии Анненского.
Марина Цветаева, дочь основателя Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ивана Владимировича Цветаева, с детства имела непримиримый, упрямый, настойчивый, даже какой-то взрослый характер.
Первый сборник Марины - "Вечерний альбом"(1910) - по достоинству оценил поэт и художник Максимилиан Волошин, который до последних своих дней оставался другом Марины Ивановны ("Друг есть действие", - говорила часто Марина). Именно в гостях у Волошина, в Коктебеле, Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном, ставшим в 1912 году её мужем.
Слово 4. Просто о поэзии
Серебряный век - это период грусти и поиска, гармонии и души. Поэзия серебряного века музыкальна, возвышенна, одухотворенна.
Отголоски поэзии серебряного века слышатся и в стихотворениях поздней Ахматовой, Пастернака, поэтов-эмигрантов. Можно их найти в русской поэзии и сегодня.
Не повторяй - душа твоя богата -
Того, что было сказано когда-то,
Но, может быть, поэзия сама -
Одна великолепная цитата. (А. Ахматова)
Всего наилучшего!