В жизни часто приходится нам (иногда вопреки желанию) говорить, писать, составлять что-то, излагать. Но вдруг оказывается, что, зная огромное количество слов, мы не можем построить и нескольких фраз, а собственный язык наш (орган речи) становится каким-то одеревенелым и непослушным. Зачастую мы оказываемся в ситуации, когда сказать хочется многое, а конкретной фразы не выходит, получается обо всём и ни о чём. Почему? Может, дело в генетике? Или в характере? Давайте разберёмся.
Конечно, важна склонность к точным или гуманитарным наукам. Но научиться составлять тексты может каждый. И умение это не такое уж сложное. Секрет заключается в желании, тренировке (практике) и знании. Первые два условия зависят от каждого из нас лично, а последнее постараюсь представить в своих рассылках.
Скажу несколько слов о тренинге. Всё дело в том, что у нас отсутствует очень простое умение - мыслить. Мы думаем образами, обрывками слов, фраз. Это естественно. Но если сказать вслух или изложить мысль на бумаге для кого-то проблема, попробуйте следующее: хотя бы несколько минут в день думайте полными предложениями. Это лишь один из способов. Ещё один способ стар как мир: писать. Форм здесь множество: можно вести личный дневник, писать не обрывочные, а подробные письма, записки, впечатления, сочинения с детьми и т.д. Кстати, дети не умеют рассказывать лишь в том случае, если мы их этому не научили. Так что построение текста - не узкоспециальное умение, а самое что ни на есть каждодневное. Думаю, вы знаете, как важно бывает иногда объяснить что-то самим себе, не говоря уже о взаимопонимании с близкими людьми.
Существуют ли какие-то общие рекомендации при составлении текста (не важно письменного или устного): письма, доклада, реферата, диплома, лекции, беседы и т.д.? Конечно. Ведь если вы готовитесь заранее (обдумываете, подбираете материал или аргументы и т.д.), то вы представляете себе тему (сформулированную конкретно и чётко) и цель (зачем вы будете об этом говорить, писать) текста.
Любой текст состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Помните, ещё в школе некоторые учителя мучили нас составлением планов к сочинениям? Конечно, объём, содержание, вариант каждой из частей зависит от вида и формы вашего текста. Сегодня предлагаю остановиться на вступлении. Иногда оно состоит всего из нескольких слов, но, поверьте, зависит от него очень многое. Длинное вступление никогда не было украшением речи, письма, сочинения, а особенно выступления или разговора. Вступлением вы подготавливаете своего собеседника (учителя, педагога, читателя и т.д.) к тому, что вы будете излагать. Вариантов зачина существует огромное количество. Я остановлюсь на вариантах, предложенных педагогом Е. Н. Ильиным.
Академический. Наиболее известный и распространённый. Наверняка, если вы писали когда-нибудь сочинение, то пользовались им. Например: "Иван Сергеевич Тургенев - известный русский писатель. Родился в 1818 году. Автор таких произведений, как "Накануне", "Дворянское гнездо", "Рудин" и многих других рассказов, романов, драматических сцен и стихотворений в прозе. Роман "Отцы и дети", опубликованный в 1862 году, вызвал в своё время много споров. Главный герой романа - Евгений Базаров - до сих пор вызывает неоднозначное отношение к себе со стороны читателей. О противоречиях личности этого литературного героя и пойдёт речь в сочинении".
Такое вступление подходит для рефератов, докладов, устных выступлений. В письмах такое вступление употребляется крайне редко.
От "я" (личностный). Давайте для примера опять остановимся на Базарове. В данном случае вступление может быть таким: "Недавно я перечитал роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Меня очень взволновал главный герой произведения - Евгений Базаров. Умный, сильный, целеустремлённый, он показался мне несчастным и одиноким человеком. Как ни странно, но именно Евгений Базаров представляется мне наиболее современным из всех персонажей романа. Мне хотелось бы поговорить о личности этого героя, рассмотреть вместе с вами причины его трагической судьбы. Итак, Евгений Базаров...".
Сразу попробую доказать, что все виды вступления применимы не только к письменным работам и каким-то выступлениям, но и к жизни. Например, таким вступлением можно начать разговор на щекотливую (о сексе, религии, любви, политике, алкоголе и т.д.) тему с повзрослевшим сыном или дочерью. Например: "Знаешь, недавно перечитывала роман Набокова "Лолита". Помнишь, мы летом читали с тобой вместе главы из этого произведения. Можно я прочитаю тебе небольшой отрывок. Мне кое-что здесь показалось непонятным.". Или: "Когда-то давно мне очень понравился один фильм. Я несколько дней была под впечатлением. Он про войну. Называется "Помни имя своё". Тебе, наверное, тоже понравится. Давай посмотрим". Или: "Иду вчера по нашему двору и случайно вижу, как стоит мой сын и курит, прячась за гаражи". В жизни к этому вступлению мы прибегаем довольно часто.
"Киношный". Хорош для постановок, сценариев, публичных выступлений. В школе при написании сочинений обычно этот вид, увы, не жалуют по простой причине: ученик увлекается и отходит от темы. Пример: "Вечер. В трамвае едет молодой человек . В руках у него книга. Видно и название: "Отцы и дети". Неужели сейчас кто-то читает классику? Наверное, всё-таки кто-то читает... Молодой человек мне знаком. Да, точно, это же я. Вот я поднимаю голову. Нет, в глазах не скука. Скорее, усмешка... О чём я думаю? Взгляды Базарова (именно так фамилия главного героя) поразили меня своей современностью. Мысли толкутся в голове, перебивая одна другую. Да, я должен изложить их, иначе запутаюсь. Итак, приступаю..."
Если мы хотим поразить чьё-то воображение, то можно сразу начать рассказ с эмоционального описания какого-то виденного вами эпизода. Это тоже так называемый "киношный вариант": "Вечер. Темнота кромешная. Иду по двору. Вдруг мне навстречу мужчина. Высокий. Крупный. Лица, конечно, не видно...."
Дневниковый. От личностного варианта вступления отличается тем, что он более задушевен и субъективен. Им хорошо воспользоваться при важном разговоре с близким человеком. ("Мама, у меня небольшие проблемы. Не знаю, как быть. Я хотел с тобой посоветоваться. Но прежде, чем скажешь своё мнение, ты должна узнать одну вещь. Не торопись с оценкой.")
При публичном выступлении некоторые ораторы тоже пользуются этой формой, чтобы привлечь внимание аудитории. Но в этом случае вы должны быть уверены, что тема вашего выступления будет интересна собеседникам и оправдает их доверие. Поскольку такое вступление предполагает что-то личное, интересное, может быть, даже задушевное.
Для письменной работы обратимся опять к сочинению по роману И.С.Тургенева. "Трагедия личности Евгения Базарова. Ну, и тема! В своей бы персоне разобраться. Ну, надо так надо. Я давно догадывался, что литература, как и любой другой вид искусства, тесно связана с жизнью. Кстати, может, рассуждая о личности этого несносного Евгения Базарова, я кое-что пойму и о себе? Да, этот вариант меня устраивает. Мне хочется разобраться в причине одиночества этого героя. Так, пожалуй, я, скорее всего, пойму и трагедию жизни этого литературного персонажа. "
Цитатный. Любой текст вы начинаете с цитаты, которая ёмко выражает вашу главную мысль. Для цитатного вступления хорошо подобрать такую цитату, которая сразу захватит, всколыхнет, заставит слушать, не оставит равнодушным никого. Эффективно такое вступление, если тема вашего выступления, сочинения как-то отличается от общепринятой. Для примера снова возьмём сочинение по личности Евгения Базарова.
"Страдать они (Базаровы) не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно", - этими словами Д.И. Писарева мне и хочется начать сочинение о личности Евгения Базарова. В своём сочинении я постараюсь рассмотреть причину трагедии тургеневского героя. А также и доказать вам, что Евгений Базаров не является высокоразвитым человеком, чем и обрекает сам себя на одиночество и даже гибель."
На самом деле, вариантов вступлений существует бесчисленное множество. Есть даже так называемый "нулевой" вариант, когда, минуя вступление, сразу начинаем с темы. Для сочинения эта форма не подойдёт, зато для краткого конкретного разговора - в самый раз. Ещё можно выделить целевое вступление, в котором сообщается только цель того, о чём вы будете вести речь.
Что должно быть во вступлении? Вводная часть (факультативна, но желательна) и цель текста (почти обязательна). Какое бы мы с вами ни выбрали вступление, главное - помнить, что от начала зависит успех нашего выступления (не важно, письменное оно или устное, краткое или менее краткое). В общем, главное - начать! Так что начинайте прямо сегодня!
(Продолжение следует)
Всего вам наилучшего!