"Клянусь собакой", как говорил Сократ, Вы гениальны! Каждая строка гениальна!" (Иван Бунин)
Здравствуйте, дорогие друзья!
Выполняю своё обещание и рассказываю вам о замечательном, на мой взгляд, писателе-сатирике Аминаде Шполянском, более известном широкой публике под именем Дон-Аминадо.
Очень трудно человека
Отличить от псевдонима.
Но о качестве сигары
Говорят зигзаги дыма.
Фамилия Шполянский, наверное, показалась вам знакомой? Помните у Булгакова в "Белой гвардии" был такой антигерой Михаил Шполянский? Сходство фамилий наводит на мысль: не Дон-Аминадо ли хотел показать нам Булгаков? Конечно, нет... Как считают многие литературоведы, Михаил Афанасьевич Булгаков дает своему герою фамилию, созвучную оппоненту писателя - критику Виктору Шкловскому. Конечно, Булгаков прекрасно знал стихи реального существовавшего поэта и фельетониста Аминада Петровича Шполянского. Булгаковская же ирония заключается в том, что и в политическом, и в литературном планах Виктор Шкловский и Аминад Шполянский были, скорее всего, антиподами.
Какой же он - этот Дон-Аминадо? Как рассказать о человеке, которого не знаешь лично? Как представить его творчество, о котором написано столько противоречивых отзывов? Трудно составить правдивый рассказ после того, как человек уже уходит из этой жизни. Имя, творчество, поступки обрастают легендами. Как говорил сам Аминад Петрович: "Про каждого человека можно скорбный лист составить".
Жили. Были. Ели. Пили.
Воду в ступе толокли.
Вкруг да около ходили.
Мимо главного прошли.
(Не про нас ли, господа?)
Начнём сей "скорбный лист" жизни Аминада Петровича Шполянского с его собственных слов, сделавших его в своё время популярным и знаменитым, а ныне всего-навсего бессмертным.
Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
Убийственна не бездарность, а спрос на неё.
Когда всё кончится, тогда только всё и начнётся.
Для переоценки ценностей требуются единицы, для отвинчивания памятников нужна толпа.
Добрых дураков не бывает. В лучшем случае, дурак может быть только уютным.
О живых - либо хорошо, либо ничего.
Не зарываёте чужой талант в землю.
Не выходите из себя. Вы можете потерять адрес и не вернуться.
Ничто не оживляет пейзаж, как землетрясение.
На свете много хороших людей, но все они страшно заняты.
Для положительного ответа существует только одно слово: "Да". Все остальные слова придуманы для отрицательных ответов.
Не плачь в жилет. Плачь в боковой карман.
Не посматривай на часы, когда тебе говорят о Вечности.
В любви опасны не перебои, а переходы.
Погода зависит от мужа, а климат - от жены.
Дальше едешь - тише будешь.
Верх нелепости: иметь ангела-хранителя и не иметь денег на метро.
P.S. (Кстати, "развесёлым негодяем", а ещё и "белым бардом" Дон-Аминадо назвал Максим Горький).
Итак, внутреннее кружево мыслей нашего героя представлено, перейдём, друзья, к внешнему узору жизненной дороги...
Родился мальчик Аминад (вот такое редкое имя!) в 1888 г. в Елизаветграде. Окончил гимназию, потом поступил на юридический факультет университета. Учился в Одессе и Киеве. В 1910 г. приезжает в Москву, где начинается его карьера адвоката. Литературой стал заниматься ещё в родном городе (печатался в газете "Голос Юга"), в Москве, конечно, литературное творчество только расцвело. Газеты, журналы("Утро России", "Голос Москвы", "Будильник", "Новый Сатирикон" и др.) с удовольствием печатали талантливого, (что тут скрывать!) сатирика. В 1914г. был мобилизован. На фронте получил ранение, в связи с чем был освобождён от военной службы.
Всё изменилось после Октябрьской революции. Поистине, Дон-Аминадо был прав: "Нет ничего скучнее, чем жить в интересное время." Аминад Петрович выбирает эмиграцию ("русский эмигрант - это чаще всего и принц и нищий в одном переплёте"). Константинополь, Берлин, Париж, 1923 -24г.г. -поездка за океан (Нью-Йорк, Филадельфия). В 1930г. умирает мать - Розалия Моисеевна, в 1931 г. - отец - Пётр Маркович. Была и своя семья у Аминада Петровича: жена и дочь Леночка. Родных любил, как вспоминали многие современники, до боли.
В это время, как известно, в Германии к власти приходят национал-социалисты во главе с Гитлером. ("А вот с этим Гитлером будут неприятности"). Шполянский сотрудничает в эмигрантских газетах, выпускает свои "поэтико-прозаические" сборники (чёткое разделение на прозу и поэзию у Дон-Аминадо не всегда возможно). Всё больше и чаще обращается к давно любимому им жанру афоризмов. Пишет мемуары. Былая слава постепенно утрачивается. "Если из пессимизма есть ещё выход, из оптимизма - никакого". Аминад Петрович всё с большей безысходностью смотрит в следующий день. (Как и многие весёлые талантливые люди, он был очень не уверен в себе, склонен к переживаниям и постоянным размышлениям).
Вторая мировая война... Служба во французских учреждениях, не связанных с литературой, составление и создание итоговой книги стихов и книги воспоминаний. Публикация фельетонов в периодических изданиях. Но никогда былой славы, (как было в 20-30-е годы), имя Дон-Аминадо уже не достигало. Умер Аминад Петрович Шполянский в 1957 году.
Внешний узор приобрёл завершённый вид. Но разве внешнего узора может быть достаточно, чтобы рассказать о простой человеческой жизни?
До встречи!