Часть 1. Время.
Как трудно нам даётся осознание того, что непонятно. Легко взглянуть на "Чёрный квадрат" и воскликнуть: "Какой бред! И я так могу". Куда сложнее понять, что дело не в форме, а в мысли; не в тщеславии, а во времени и таланте.
Талантливый человек тем и отличается от основной массы, что чувствует, мыслит, томится поиском смысла, осознаёт Время, Жизнь, Смерть, пропускает всё это через своё сердце, и при этом пытается "просто жить". Обыватель в это время просто живёт: ест, спит, читает, (в основном, газеты), ходит на работу, по праздникам - в церковь и в гости, обсуждает с видом знатока соседей, родственников, сослуживцев, политическое положение и искусство. Так всегда было, есть и, конечно, будет... О чём я?
Да, наверное, о том, что Малевич, Маяковский, Северянин, Блок, Прокофьев, Шостакович жили в одно время. В то самое: трагическое, кровавое, раздирающее человеческую душу на много частиц, противоречивое, непонятное. В то самое время, когда найти, понять, выразить смысл стало очень сложно, ибо войны, революции, убийство, насилие, - всё это захлестнуло и поглотило. Есть вопросы, а ответы расходятся с жизнью. Как быть? Уйти в себя. Только душа - единственная реальность. Одного реализма вдруг сделалось мало. Произошло то, что Николай Бердяев назвал "кризисом искусства". Но ведь и в кризисе искусство остаётся Искусством.
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака!
Всё как всегда! Так всё просто. Вот оно - Искусство и его сила! Пять строчек вмещают вековую мудрость и сложную метания человеческой души.
Автор строк - Велимир Хлебников. Один из тех - непонятых и часто судимых. Итак, о нём...
Часть 2. Судьба.
Настоящее имя - Виктор ("Велимир" придумано им) Владимирович Хлебников
Годы жизни -1885 -1922
Образование - физико-математический факультет и естественное отделение Казанского университета, историко-филологический факультет Петербургского университета (неоконченное высшее: из университета уходит по идейным соображениям)
Литературная "лестница" - увлечение творчеством символистов ( Бодлер, Верхарн, Метерлинк; Кузмин, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Ремизов). После кризиса символизма вступает на "путь футуризма". Создание экспериментальных стихотворений, теоретических статей. Начало творческого пути относится к 1905г., (но первое стихотворение опубликовано в 1908 г.).
В своём творчестве он касается очень многих вопросов: истории, личности Поэта, его взаимоотношений с народом, исторических событий, вопросов языка и т.д. и т.п. Хлебников пишет во многих жанрах: поэмы, сценарии, стихотворения, критические и теоретические статьи.
1917 - отношение к революции стало определяющим для всех поэтов и писателей. живущих в России. Хлебников -не исключение. Революцию принимает. Она для него оправдание всей его личной жизни, осуществление собственного учения о законах времени и государстве времени.
1918 - 1921 -во время Гражданской войны скитается по стране (работает в Окнах РОСТА в Баку и Пятигорске, сотрудничает в армейской газете в Астрахани, участвует в походе революционной армии в Иране)
1922 -смерть от голода в Новгородской глубинке
Часть 3. Творчество.
Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите звук "А". Какой цвет возник в вашей голове? Красный? Коричневый? Жёлтый? А теперь, не открывая глаз, произнесите, например, "И". А он какого цвета? Видите? Значит, вы согласитесь со мной: звуки можно видеть. А вот видение некоторых звуков Хлебниковым:
"В на всех языках значит вращение одной точки кругом другой.
М - распад некоторой величины на бесконечно малые части
Н - отсутствие точек, чистое поле
П - рост по прямой пустоты между двумя точками, движение по прямому пути одной точки...
Ш - слияние некоторых поверхностей в одну поверхность и слияние границ между ними...
Можно прибегнуть к способу красок и обозначить
м - тёмно-синим, в -зелёным, б -красным, с -серым, л -белым и т.д." (из статьи "Художники мира").
(Стоит отметить, что мысль о передаче музыкальных звуков цветом находит широкое отражение в трудах и сочинениях композиторов начала века, в том числе Скрябина).
Ну, а теперь давайте попробуем увидеть стихотворение:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй -пелся облик,
Гзи- гзи -гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо. (1908 - 09)
Ну, конечно, это не реализм, к которому мы привыкли. Но, что особенно, пожалуй, важно: это и не пустое словотворчество, ставящее целью показать свою индивидуальность и оригинальность. Смею ли так утверждать? Рискну ответить утвердительно.
Мы мыслим не только словами, вернее, не столько ими. Наши мысли - это образы? Запахи? Эмоции? Цвета? Структуры? Кристаллы? Как рождается в нас то или иное слово? Несмотря на богатство нашего языка, слово порой неточно выражает то, что мы думаем и, тем более, то, что мы чувствуем. Помните, у Тютчева:
"Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь".
"Слово живёт двойной жизнью: то разум говорит "слушаюсь" звуку, то чистый звук - чистому разуму. Эта борьба миров, борьба двух властей, всегда происходящая в слове, даёт двойную жизнь языка: два круга летающих звёзд", - это из статьи Хлебникова "О современной поэзии".
А дальше вслушайтесь и вдумайтесь: "...И вот дерево слов одевается то этим, то другим гулом, то празднично, как вишня, одевается нарядом словесного цветения, то приносит плоды тучных овощей разума. Не трудно заметить, что время словесного звучания есть брачное время языка, месяц женихающихся слов, а время осеннего изобилия в словах - время семьи и детей."
Помните, как интересно было в детстве узнавать новые слова, как в юности мы учились объяснять свои мысли и чувства другим людям или даже самим себе? А как нравилось нам обыгрывать некоторые слова, помните? Но по мере взросления мы как-то скучнели, серели, ограничивали свою свободу, а потом и свободу своих детей, думая, что таков удел всех людей. Уже всё меньше вопросов, зато почти на всё готовы ответы...
Вот и поэзия Хлебникова, Маяковского, поздней Цветаевой, Хармса стала непонятна нам? Почему? Я склонна думать, что связано это с нашей душевной старостью и стереотипным мышлением, которое с каждым нашим годом нашёптывает о нашей правоте и недалёкости других, не похожих на нас... О, бедные, бедные мы!!!
О, рассмейтесь смехачи!
О, засмейтесь смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешиц надсмеяльных -смех усмейных смехачей!
Смейево, смейво,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Нет, Хлебников в своём творчестве - не просто оригинал с претензией на признание. Он Поэт. Его волнуют те же проблемы, что и нас с вами. Он живёт и творит в не выдуманном мире, а в самом реальном. Творит талантливо и, на самом деле, просто.
Понимание им этих самых проблем и есть ответ на многие наши вопросы. Это вопросы взаимоотношений человека и власти:
Мне гораздо приятнее смотреть на звёзды,
Чем подписывать смертный приговор.
Мне гораздо приятнее слушать голоса цветов,
Шепчущих: "Это он!" - склоняя головку,
Когда я прохожу по саду,
Чем видеть тёмные ружья стражи, убивающей
Тех, кто хочет меня убить.
Вот почему я никогда, нет, никогда не буду Правителем! (1922).
(А помните слова Иешуа из романа "Мастер и Маргарита": " ...всякая власть является насилием над людьми,...настанет время, когда не будет власти ни кесарей, никакой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть").
Это и вопросы любви:
Звенят голубые бубенчики,
Как нежного отклика звук,
И первые вылетят птенчики
Из тихого слова "люблю".
Это и вопросы вечных отношений человека с большим городом:
Москва, ты кто?
Чаруешь или зачарована?
Куешь свободу
Иль закована?
Чело какою думой морщится?
Ты - мировая заговорщица.
Любой Поэт - это другой, порой непонятный сразу нам мир. Но чтобы понять его, впустить в свою жизнь, (не оскверняя сразу непониманием -неприятием), найдя ответы на свои вопросы, надо немного: лишь прикоснуться к нему бережно и просто захотеть слышать голос этого Творца. Если это случится, наша жизнь станет только красивее и свободнее.
Итак, больше радости и свободы вам! До встречи!