В наше время очень популярно мнение, что литература прямого отношения к жизни не имеет. Жаль... Мы занимаемся развитием тела, заботимся об интеллекте, но, увы, о том, что можно развивать и "двигать вглубь" свою душу, вспоминаем крайне редко.. А ведь именно литература - один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости.
Обратимся к древности. Басня - древнейший литературный жанр... О чём же она как не о нас и нашей жизни? Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми неизвестными баснями очень известного родоначальника басенного жанра - Эзопа. Это имя знают все. Тем не менее, о нём самом мы знаем мало. Что же нам известно? Он сочинитель басен. Причём, его имя так срослось со словом "басня", что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: "Эзоповы басни такого-то писателя".
Ещё известно, что он был варвар, а, следовательно, раб. Говорить прямо то, что он думал, для него было невозможно. Может, поэтому он и сочинял именно басни? Иносказательный язык басни и по сей день называют "эзоповским".
Надо отметить, что Эзоп был уродлив: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Когда Эзопу указывали на его недостаток, он говорил: "Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу". Зато боги наградили его даром слова, острым умом и искусством сочинять басни. От речистого раба хозяин поспешил отделаться , и повёл работорговец Эзопа с партией других рабов на рабский рынок на остров Самос, где в это время жил некий философ Ксанф.
Ксанф же решил выбрать себе раба. Увидел трёх рабов: двое были красавцы, а третий - Эзоп. Ксанф спросил у них: "Что умеете делать?" Первый сказал: "Всё!" Второй ответил: "Всё" А Эзоп сказал: "Ничего" "Как так?" - "Да вот мои товарищи уже всё умеют, мне ничего не оставили". - "Хочешь я куплю тебя?" -"А тебе не всё равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай". Так Эзоп оказался у Ксанфа.
Однажды Ксанф решил пригласить учеников, Эзопа же послал на рынок: " Купи всего самого лучшего, что есть на свете". Пришли гости - Эзоп подаёт одни языки: жареные, варёные, солёные. "Что это значит?" - "А разве язык -не самое лучше, что есть на свете? Я зыком признаются в любви, устанавливают законы, договариваются, рассуждают о мудрых вещах". "На завтра купи мне всего самого худшего, что есть на свете". На следующий день Эзоп подаёт опять одни языки. "Ну, и что же это значит?" - "А разве язык -не самое худшее, что есть на свете? Языком люди делают больно, проклинают, начинают войну!" Рассердился Ксанф, но придраться не мог.
Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: "Ступай вперёд, посмотри, много ли в бане людей?" Эзоп возвращается: "Один человек там, Ксанф". Философ обрадовался, направился в баню. Входит, а там полным-полно. "Что за вздор?!" - "Нет, не вздор говорил я тебе. Лежал перед баней камень, все заходили и спотыкались об него, только один нагнулся и поднял. Вот я и подумал, что народу-то много, но человек-то один".
Интересна история освобождения Эзопа. Много раз мудрец просил Ксанфа освободить его, но Ксанф не хотел. Но случилась на Самосе тревога: когда заседал государственный совет перед народом, слетел орёл, схватил государственную печать, взмыл ввысь и оттуда уронил её за пазуху рабу . Пригласили Ксанфа истолковать знамение. А тот, по своему обычаю, говорит: "Это ниже моего достоинства, но у меня есть раб, он истолкует вам". Вышел Эзоп: "Растолковать могу, но не к лицу рабу давать советы свободным: освободите меня!" Освободил народ Эзопа. Знамение же растолковано было им так: "Орёл - птица царская, не иначе, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство". Огорчился народ и отправил Эзопа к царю Крезу просить снисхождения. Щедрому царю понравился умный урод, с самосцами он помирился, а Эзопа сделал своим советником. Долго потом ещё жил Эзоп.
Погиб Эзоп в Дельфах. О его гибели существует такая легенда. Оказавшись в Дельфах, увидел мудрец, что дельфийцы не сеют, не жнут, а кормятся от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами. И высказал им понимание их жизни. Дельфийцы же испугались, что разнесёт Эзоп по свету о них дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили и обвинили Эзопа в краже и приговорили к смерти. Припал Эзоп к алтарю Муз - его оторвали и повели на казнь. А Эзоп и тут, перед лицом смерти рассказал им свою басню:
"Спасался однажды заяц от орла и просил помощи у навозного жука. Посмеялся орёл над таким заступником и растерзал зайца. Жук же стал мстить: высмотрел орлиное гнездо, вытолкнул оттуда орлиные яйца, а сам улетел. Орёл стал прятать своих птенцов, но везде находил его жук. Тогда орёл спрятал яйца на груди Зевса, но жук скатал навозный ком, взлетел к Зевсу и тоже бросил его богу за пазуху. Зевс возмутился и вскочил. Яйца опять упали и разбились. Пришлось тогда Зевсу сделать так, что орлы несут яйца тогда, когда жуки не летают. Не обижайте слабых, дельфийцы!"
Но жители Дельфов не послушались и сбросили Эзопа со скалы. Город же их через некоторое время постигла чума, и ещё долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть.
Большинство басен Эзопа нам всем хорошо известны: они пересказывались на всех языках в стихах и прозе, в том числе и нашим Крыловым. Но есть среди них и такие, которые меньше известны; вот некоторые из них.
Волы тянули телегу, немазаная ось скрипела. Обернулись они и сказали ей: "Эх, ты! Мы везём, а ты стонешь?" Не похоже ли на многих из нас, сетующих на тяготы жизни и забывающих, что судьба человеку больше и не даст, чем тот справиться сможет?
Шёл человек по лесу и заблудился. Пожалел его лесной сатир, привёл в свою пещёру, предложил горячей похлёбки. Вошёл человек, стал дышать себе на руки. "Что ты делаешь?" - "Отогреваю их". Сел человек, стал дуть на похлёбку. "Что ты делаешь?" -"Стужу её". Помрачнел сатир и вывел гостя прочь. "Видно, -говорит, -двуличный ты человек, если у тебя из одних и тех же губ и тепло идёт, и холод".
Свинья смеялась над львицей, что та рождает только одного детёныша. А Львица ответила: "Одного, но льва!"
У отца было две дочери. Одну он выдал замуж за огородника, другую -за горшечника. Пришёл навестить первую, спросил, как дела; та отвечала: "Да вот молим богов, чтобы дождь пошёл и овощи напились". Пришёл навестить другую, спросил, как дела; та ответила: "Да вот молим богов, чтобы солнышко светило и горшки хорошо просохли". "Да, - задумался отец, - если так, то с кем же из вас молиться мне?" Так и мы порой оказываемся на распутье, пытаясь понять, кто прав, а кто виноват.
Прошли тысячелетия, а имя Эзопа нам хорошо знакомо. И поныне мы размышляем над его баснями. Так разве ж не жизнь заключена в них?! Имена же Ксанфа и многих других зажиточных современников Эзопа известно нам лишь как окружение великого баснописца.
На этом пока всё. До встречи!