Сегодняшняя тема была предложена на нашем форуме любителей русской словесности Ильёй из Череповца.
Я предлагаю поговорить о рыбах в нашей рассылке. Тем более, что в русской литературе много произведений посвящено рыбам: тут и сказки Салтыкова-Щедрина вспоминаются, и некоторые чеховские рассказы, и "Царь-рыба" Астафьева, и повести Солоухина.
В народных поверьях, легендах, приметах часто говорится о рыбах. Рыбы выделяются в народной культуре в особый класс по способу передвижения (плаванию), по своей немоте и просто по признаку обитания в воде. Действительно, наши предки наделяли рыб многими волшебными свойствами. Помните Золотую рыбку?
-
"В третий раз закинул он невод, -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою"
Понятно, что Золотая рыбка вспомнилась: она ведь любое разумное желание могла исполнять ("Чего тебе надобно, старче?.. Откуплюсь чем только пожелаешь")
Но есть и ещё рыба, живущая в огненном море и держащая на себе всю землю:
-
"Мы приедем на поляну -
Прямо к морю-окияну;
Поперёк его лежит
Чудо-юдо рыба-кит.."
Узнали? Это четверостишие из сказки Петра Ершова "Конёк-Горбунок". Произведение это принесло известность молодому писателю. Эта сказка была написана им еще на студенческой скамье и напечатана в "Библиотеке для Чтения" в 1834 г. Кстати, первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший ее в рукописи. Тогда он сказал: "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить"... Итак, рыба-кит. Ведь существовала же легенда о том, что весь мир держится на четырёх китах. Один кит умер - случился всемирный потоп. Умрут все киты - конец света настанет. Когда кит-рыба под землёй дрожит, на другой бок переваливается или ударяет хвостом, происходит землетрясение. У поляков есть поверье, что китами рыбы становятся, а не рождаются: любая рыба, трижды проплыв вокруг света по Висле, обращается в кита.
Самая что ни на есть русская народная сказка "По щучьему веленью по моему хотенью" не обошлась без рыбы. Главная героиня там всё-таки - щука. С щуками в народном представлении связываются некоторые приметы. Например, утверждают, что если попадётся щука при самом первом, весеннем, улове - на неё особое внимание обратят. Так, если икра ближе к голове, то то ранние посевы урожайными будут, а если к хвосту икры больше - то сеять позднее надо. Щучьи кости пчеловодам помогают ульи оберегать. Зубы этой рыбы оберегают от укуса змеи. Но щуке молва приписывает и родство с нечистой силой: плеснёт хвостом перед человеком - тот умрёт скоро.
Угорь - рыба тоже считается в народе чудодейственной и даже запретной. Угря и вьюна считают погаными, нечистыми рыбами, так как на змей они уж больно похожи. Употреблять в пищу голову и хвост угря считается не к добру. Сердце этой рыбы обладает волшебным свойством: кто съест его горячим - даром ясновидения будет обладать и приобретёт искусство предсказывать судьбу человека. Угри и ловятся в сети ночью в наказание за то, что хвастался перед Богом, что его никому не удастся поймать.
Хочется сказать и о белуге. Самая большая (до четырёх метров) промысловая, в основном, морская рыба семейства осетровых . Слово белуга известно с 17 века. Белугу путают часто с полярным дельфином (белухой). Но и белуга, и белуха названы по цвету: белуга - по цвету нижней части туловища, а белуха -наружного слоя кожи взрослых животных. Выражение же реветь белугой может относиться, скорее всего, к белухе. О способности этого морского зверя реветь известно немногое. Говорят, что эта рыба не столько ревёт, сколько вздыхает.
Существует интересная легенда, объясняющая происхождение камбалы. Когда архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве, что именно от неё родится Спаситель, она согласилась поверить при условии, что съеденная ею рыба оживёт. Рыба якобы ожила, и была пущена в воду. Так появилась однобокая камбала. Среди поморов, правда, существует другая легенде, согласно которой рот камбалы скривился в тот момент, когда она узнала, что селёдка стала королевой среди рыб.
Чёрные пятна на жабрах трески - это не что иное, как следы пальцев апостола Петра. Он взял её двумя пальцами, когда вынимал изо рта этой рыбы монету для уплаты подати.
А вот ёрш - рыба особая. С ершом у рыболовов связана плохая примета: если ёрш попадётся при первом улове, то промысел неудачный будет. Злых людей образно уподобляют ершам.
-
"Ну, а вам какое дело? -
Ёрш кричит дельфинам смело, -
Я шутить ведь не люблю,
Разом всех переколю!"
Об утонувшем человеке говорят, что он "в ершову слободу ушёл". Слово ёрш в русском языке было известно давно, но сначала употреблялось как прозвище. Кстати, и фамилия Ершов корнями своими связана с этим прозвищем. В этимологическом отношении слово сложное. Но, по всей видимости, связано с индоевропейской основой eres -"колоть". В русском языке есть слова, которые образовались от слова ёрш: ерошить, ерошка.
Есть поверье, что хозяином рыб является водяной. Наши предки верили, что водяные - потомки тех "нечистиков", которых Бог низвергнул с небес, а они упали в реки, озёра и пруды. Иногда водяной принимает образ зубастой щуки, иногда - осетра или сома. Так рыбаков и пугает. Водяной - главарь над всеми рыбами. Чем занимается водяной? Пасёт рыбьи стада под водой, перегоняет их из озера в озеро. А то возьмёт и к некоторым рыбакам (с которыми договор заключил) в сеть пригонит. Но вот у стерляди, говорят, свой хозяин, которого так и зовут - Стерляжий царь. Живёт он в реке Суре, которая впадает в Волгу (недалеко от Нижнего Новгорода). У Стерляжьего царя и жена есть - прекрасная русалка, которая по ночам любит на поверхность воды выйти и волосы свои расчёсывать. Слово стерлядь известно в русском языке с 15 века. Но происхождение его не вполне ясно. Возможно, что это слово является русским по аналогии со словами лебедь, пестрядь. Но, скорее всего, это слово связано с немецким названием осетра Stor. Причём учёные считают, что это слово восходит к слову sturiling -"новобранец, боец" как название молодого осетра.
Водяные владыки для людей не опасны, правда, удачу в ловле можно потерять, если с ними встретиться.
В христианской традиции есть покровитель удачной ловли - святой апостол Пётр. К его дню приурочен и праздник рыболовов.