Сегодня предлагаю поговорить о постоянной и в то же время переменчивой моде, которая порождает не только новые фасоны, цены и споры, но и порождает новые выражения и слова.
Кстати, о моде. Слово возникло в Петровское время и имело значение: "обычай, принятый за образец". От этого слова образовались такие слова, как модистка (известно с начала 19 века), модный (закреплено в словарях с 1780 года).
Бесспорно: язык - живой организм. Он изменяется. Что-то уходит, что-то появляется, что-то беспокоит, к чему-то мы привыкаем. Многие слова остаются лишь в исторических произведениях. Язык же моды частенько формируют женщины: их "штучки" частенько создают новые выражения и словечки.
Вот, например, веер. Сейчас дамы нечасто пользуются этим предметом. Тем не менее, он был обязательной деталью женского костюма. Но его язык хорошо понимали и мужчины, поскольку он был непременным атрибутом дамского кокетства. Поэтому в русском языке появилось выражение "махаться" -кокетничать. Возраст, с которого можно было начать махаться, наступал в 13-14 лет. А вот "молчание" вееров на портретах 18 века не случайно. Заказной портрет предназначался для потомков и должен был рассказать о сословном достоинстве предка, но при этом не раскрывать амурных тайн молодости бабушек и прабабушек.
После 1718 года знатные женщины в России начинают носить "панье" (от фр. panier -корзина). Это сооружение из ивовых прутьев или китового уса значительно расширило юбку. В сочетании с высокими каблуками широкая юбка заставляла женщин не плыть (до 1715 года в мужском и женском костюме европейского образца в России сохранялись черты довольно тяжеловесного стиля, сложившегося во второй половине 17 века), а даже как бы подпрыгивать. В России название панье не прижилось, т.к. новую моду заимствовали из немецких земель, и такие каркасы стали называть фижмами (от Fischbein -рыбья кость или китовый ус).
Тёмные точки на женском теле всегда вызывали интерес у противоположного пола. Быть может, поэтому женщины решили просто рисовать чёрные пятнышки: и нетрудно, и сексуально. Так родились мушки, которые по сей день пользуются популярностью. Изобретены они были в 17 веке. Их создание приписывалось герцогине Ньюкастл, у которой была нечистая кожа. Желание нравиться побудило её заклеивать болезненные места кусочками тафты. Первые мушки были большими и получили название "пластыри любви" - некоторые закрывали даже полщеки. В 18 столетии они уменьшились и возникло другое название - "венерин цветочек". В России мушки усвоили довольно быстро. Бывало, мушки различной величины и формы наклеивали на лицо, плечи, руки и грудь по несколько штук сразу. В течение вечера неоднократно их меняли, чтобы таким образом передать своё новое настроение. И вот тут-то дамам потребовались "мушницы" - коробочки из хрусталя, дерева или фарфора, которые дамы носили карманах пышной робы (ридикюли появились лишь середине 18 века). Благодаря мушкам выработался и особый язык кокетства. Ведь они не только подстегивали воображение предполагаемого кавалера, но и сообщали разнообразную информацию о даме, её настроении и намерениях. Мушки имели название в зависимости от места, на которое были наклеены: большая у правого глаза называлась "тиран", крошечная на подбородке - "люблю, да не вижу", на щеке - "согласие", под носом - "разлука". Но справедливости ради следует заметить, что мушки употребляли и мужчины.
Многие слова и выражения ушли от нас. Язык моды стал менее условным. Но так интересно заглянуть иногда в то, ныне прошедшее, время. Заглянуть, а потом оглядеться вокруг и понять, что при огромной перемене кое-что всё-таки так и не изменилось.