Всё-таки жаль, что так коротка человеческая память: мы слишком быстро забываем тех, кто ещё не так давно был с нами рядом. Так устроена наша жизнь. Всё больше и больше знакомых и близких уходит и уходит куда-то туда. Что же остаётся? Дела? Поступки? Душа? Могила? Выражение глаз в нашей памяти? Много ответов, к которым приходит каждый, а в то же время -ни одного. Но всё-таки верю страстно: пока мы помним наедине с собой, а не только на словах, думаем, не подменяя правду вымыслом и легендой - они с нами. Что же говорить о тех, чьё имя всё-таки пережило человека и стало легендой? Таких имён очень, очень много. Сухие строки энциклопедий заменяют нам знание о тех, кто любил, страдал, молился, совершал что-то невозможное, а, на самом деле, просто по-настоящему жил.
Вот, например, о Владимире Ивановиче Дале мы уже почти ничего не можем вспомнить, кроме того, что он был автором знаменитого словаря.
А ведь В.И.Даль прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Что мы знаем о нём? Талантливый хирург, учившийся вместе с Н.И.Пироговым и до конца сохранивший с ним тесную дружбу; офицер русского флота, друг адмирала Нахимова. Это человек, коротко знавший Пушкина. Именно к Далю были обращены последние слова смертельно раненного поэта.
В своё время Даль был широко известным писателем: если мы теперь знаем его, в основном, как составителя "Толкового словаря живого великорусского языка", то современники зачитывались рассказами Казака Луганского -псевдоним Даля, -высоко оценёнными Белинским. Даль родился в Луганске, где его отец был врачом.
В осенний день 1859 года Владимир Иванович Даль переселился из Нижнего Новгорода в Москву со всей своей многочисленной семьёй и стал одним из владельцев знаменитого в Москве щербатовского дома.
Про московский дом В.И.Даля хочется сказать несколько слов. Его выстроил для себя в 18 веке известный историк и деятель первоначального царствования Екатерины II князь М.М.Щербатов. После Щербатова домом потом владели Толстые, Аксаковы, Бутлеровы. Свой дом Даль увидел со стороны Пресненских прудов. Да-да, не удивляйтесь: Пресня существовала в Москве и до событий 1905 года и славилась великолепными Пресненскими прудами, которые воспевал Батюшков и Вигель. Именно на Пресненских прудах в середине 19 века московское купечество устраивало на Духов день смотр невест. Левин, один из героев "Анны Карениной", с волнением отправился именно на Пресненский каток, чтобы увидеть Кити.
Колонны дома, в котором предстояло жить Далю, выглядывали из-за деревьев старых садов, покрывавших весь взгорок от Большой Грузинской улицы до Большой Садовой.
Две дочери Даля, Ольга и Мария, были прекрасными пианистками. Они обучались у Николая Рубинштейна, основателя Московской консерватории. В московском доме Даля долгое время жил писатель П.И.Мельников (Андрей Печёрский), написавший здесь роман "В лесах". Бывали тут и другие друзья хозяина - актёр Щепкин, историк Михаил Погодин, профессора Московского университета.
У Даля нам удаётся установить значение и корни иного вышедшего из употребления слова, верно понять происхождение забытых выражений, особенно местного характера или связанных с прежним крестьянским обиходом, промыслами и обычаями деревни. Кто не обращался к "Толковому словарю" в минуту сомнения, ведомую каждому?
Во дворе дома, в котором Даль прожил последние 14 лет своей жизни, растёт до сих пор лиственница, посаженная этим удивительным человеком.