Дорогие друзья!
Вы часто задаёте вопросы о древнерусской литературе. Мы обязательно посвятим несколько выпусков этой теме. А пока ответим на некоторые ваши вопросы.
Периодизация древнерусской литературы, действительно, существует. Лучшие произведения древнерусской литературы отразили важные моменты жизни народа в разные периоды его истории. В соответствии с основными периодами русской истории древнерусскую литературу принято делить на три больших периода.
Считается, что литература древней Руси охватывает период с 11 в. по 17 в. Первый этап – это литература Киевского периода (11-12 в.в.). Второй период приходится на 13-14 века. Это литература периода феодальной раздробленности (13-14 века). Третий этап – это литература периода Московского государства (15-16, 17 века).
В понятие «культура» народа обычно включается и состояние просвещения, образования. В Киеве и древнерусских городах с конца 10 века стали открывать училища. Известно, например, что князь Владимир взял у знатных дружинников и бояр 300 детей на «учение книжников», т.е. обучал не только грамоте и счёту, но и разным наукам того времени. Подобные учебные заведения были открыты и в других городах –Новгороде, Владимире, Смоленске. В 11 веке сестрой Ярослава Мудрого, Анной, был учреждено женское училище, первое в Европе.
Конечно, образование было доступно, главным образом, феодальным кругам – князьям, боярам и духовенству. Наверняка, вы знаете, что князь Владимир Мономах любил книги, был талантливым писателем («Поучение Владимира Мономаха») и говорил на нескольких языках. Его отец - Всеволод – знал пять языков. А Галицкий князь Ярослав - 8 языков, за что получил прозвище Осмомысл (осемь - 8).
Поразительна образованность женщин древней Руси (в отличие от средневековой Европы). Так, черниговская княжна Евфросиния была знакома с грамматикой, философией и математикой. А, кстати, Филипп Смелый, французский король (13 век), вступал на престол, не умея ни читать, ни писать. А византийский император Оттон Великий (10 век) к 46 годам только научился читать. Среди простых людей на Руси тоже были образованные люди: при раскопках найдены были берестяные грамоты, написанные простыми горожанами.
Конечно, древнерусские писатели были образованными людьми. Под древнерусской образованностью следует понимать высокую грамотность, знание греческого языка и догматов христианской веры (Библии и Евангелий). Древнерусские писатели – митрополит Илларион, Иаков Мних, Моисей Новгородский, Владимир Мономах, протопоп Аввакум, Даниил Заточник, Кирилл Туровский, преподобный Нестор, Антоний и Феодосий Печерские и другие.
Можно ли говорить о жанрах древнерусской литературы? Конечно. Это летописи, исторические повести («Сказание о Борисе и Глебе»), жития, хождения («Хождение Даниила Игумена»), слова («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона»), поучения («Поучение детям» Владимира Мономаха), поэмы («Слово о полку Игореве»).
Летописный свод и летописный сборник, действительно, являются разными понятиями. Летописный свод – это сборник, в котором помещены произведения, написанные в разное время, в различных областях и на разные темы. Своды составлялись в Киеве, Галиче, Новгороде и других городах.
Летописный список – это редакция летописи. Каждый летописец, переписывая летопись, вносил свои коррективы. Поэтому об одном и том же событии мы можем читать с расхождениями.
Например, «Повесть временных лет» входила в списки нескольких летописных сборников: Лаврентьевский сборник (1377), в котором описывались события Суздальской Руси; Ипатьевский сборник (15 век) (в нём излагались события в Галицко–Волынской земле и Киеве); Новгородский сборник (14 век), в котором описывались события в Северо-Западной Руси.