Весна! Хочется петь. Основа песни - мелодия, а любую мелодию можно разложить на ноты. Так поговорим сегодня о нотах, из которых рождается чудная, чудесная, волшебная, непонятная, загадочная, прелестная, - в общем, совершенно разная музыка!
Я изучил все ноты от и до,
Но кто мне на вопрос ответит прямо?
Ведь начинают гаммы с ноты "до"
И ею же заканчивают гаммы.
Пляшут ноты врозь и с толком.
Ждут "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля" и "си", пока
Разбросает их по полкам
Чья-то дерзкая рука.
(В. Высоцкий, "Ноты")
Само слово нота происходит от латинского nota - "значок", "памятка". И оба значения этого слова - "знак музыкальной записи", (а отсюда и "звук определённой высоты") и "дипломатическое обращение" - имеют одного "родителя".
Кому и когда пришло в голову назвать волшебные звуки, обозначаемые чёрно-белыми значками, нотами? На самом деле, история происхождения этих маленьких музыкальных слов очень проста. Почти все названия нот восходят к церковному католическому гимну 11 века в честь Иоанна Крестителя (на латинском языке). Автор гимна, как гласят источники, Гвидо д'Ареццо. В очередной раз можем убедиться в огромном влиянии религии буквально на все сферы нашей жизни.
До. До середины 18 века вместо do употребляли союз ut, с которого начинался средневековый церковный католический гимн Иоанну Крестителю (на латинском языке): "Ut queant laxis". Замена ut на do была произведена либо в 1639 г., либо в 1673 г. Причём, точная причина не известна. Потом эту замену объясняли будто бы "большей благозвучностью" слова do. Была и другая версия: утверждали многие учёные, что латинское do - "даю". В России до конца 18 века звук и ноты именовали "ут", хотя "до" уже было отмечено в русском языке с 1841г.
Ре. Тоже восходит к начальному слогу второго стиха средневекового церковного гимна Иоанну Крестителю "Resonare fibris". В русском языке отмечается в словарях где-то с 1776г.
Ми. По происхождению - начальный слог третьего стиха гимна Иоанну Крестителю: "Mira gestorum". В русском языке существует с 18 в.
Фа. Начальный слог четвёртого стиха гимна Иоанну Крестителю: "Famuli tuorum".
Соль. Конечно, вы догадались: первый слог пятого стиха того же самого известного католического гимна тому же самому Иоанну Крестителю "Solve polluti".
Ля. Происходит от начального слога шестого полустиха первой строфы гимна Гвидо д'Ареццо: "Labii reatum".
Си. История происхождения этой ноты отличается от шести предшествующих. Позднее других эта нота отмечается и русских словарях (с 1806 г.). Но, что интересно: первоначально этого звука вообще не было в числе основных звуков гаммы (она кончалась звуком ля). А с точки зрения происхождения представляет собой инициалы имени Святого Иоанна (Sanctus Johannes).
До.
Всего семь нот, а сколько существует музыкальных тем и вариаций! Для разнообразия, оказывается, надо совсем немного. Так что пойте, друзья, и пусть жизнь станет ещё богаче, разностороннее и веселее! До встречи!
Заметки по поводу названия нот.
попытайтесь читать все по-русски, думаю, Вам понравится, ну или хотя бы заинтересует.
До — для русскоязычных перевод не требуется. Значение полностью совпадает с русским словом «до». До всего что будет дальше.
Ре — повтор. Резать — разделять, разить — тоже разделять, вторить — повтор (вторая нота)…
Ми — мир/я/мое/мне/материя/мы/множественное число (все, что больше единицы, когда-то обозначало — много)
Фа — Far-близко / four — четыре, пардон, русский эквивалент искать просто лень в данный момент, достаточно того, что английский тоже из группы арийских языков.
Соль — со ля = возле Ля / соль/суть
Ля — близ, лизать, лежать, определенность (франц. опр. артикль)
Си — (санскрит су/зу-сила, сильно) сила, соединение, полная сила, семь
Напрашивается вывод, что названия нот в данном виде существовали ДО написания указанного гимна, гимн был написан человеком, знающим названия нот и начальные слоги умышленно подобраны в соответствии с их названиями. Легенда о том, что названия нотам дал Гвидо Аретинский — не более, чем красивая легенда.
ничего не напрашивается. просто у некоторых есть желание доказать, что россия — родина слонов. существует множество теорий, доказывающих родственность всех языков русскому на основании созвучий, которые, разумеется, очень удобно отыскиваются и легко крошат в пыль незыблемые столпы истории и лингвистики. василь, похоже, из той же когорты.