Поводом для данного выпуска послужил вопрос Ирины о графоманстве и настоящем таланте. Но, пытаясь сформулировать свой ответ, я столкнулась с тем, что рождаются новые вопросы. Действительно, из чего складывается настоящее творчество? Ведь графоманство - часто тоже не что иное, как потребность в творчестве? Маргинальная литература была во все времена. Однодневные романы спасают многих от одиночества, скуки и поддерживают во многих уверенность в собственной начитанности. Для чего, для кого вообще существует культура? Возможно ли отличить настоящего творца от минутного графомана, а талантливое произведение от захватывающей, удачной писульки? Чем плоха книга, которая увлекает сегодня, пусть даже завтра трудно будет вспомнить её суть? Жизнь многогранна, а мы все различны, тем более, что "...каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку..." На вопрос Ирины я толком, к сожалению, и не ответила. Буду признательна вам, если поделитесь своими мыслями на этот счёт.
Конечно, как только мы завели речь о творчестве, то в голове сразу всплыли строки Б.Пастернака:
-
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но всё чаще в нашем мире раздаются мнения о том, что культура должна ублажать, развлекать человеческое общество (в этом её основное назначение), а не направлять куда-то (человек и сам направится), не "грузить и задавать вопросы". Так, на одном форуме девушка-театралка, отвечая собеседнице, выразила эту точку зрения достаточно корректно и точно: "...я согласна с Вашим взглядом на культурное, что нужно получать больше положительных эмоций (негатива и так хвататет в жизни), поэтому сама люблю смотреть что- то веселое и забавное." Ату, этого Достоевского; ну, его, этого Толстого! Так и с современной литературой дело обстоит. Детектив, эротика, весёленькое без нравоучения, жареные факты про великих или про войну что-нибудь - вот что пользуется популярностью. "Такое мнение можно встретить довольно часто! Так рассуждают многие: врачи и бизнесмены, водители и учёные, учителя и актёры, домохозяйки и программисты. Ведь все мы - люди. И в этом мы едины и очень похожи. Может, амбициями и интеллектом отличаемся, а взглядами на жизнь и творчество, увы, очень даже объединяемся.
Ну, а что, собственно плохого? Ведь здесь иногда и классикам может повезти: то Булгакова к забавникам отнесут (кстати, очень популярный сейчас писатель считается), то Зощенко толпу позабавит, то Пушкина вспомнят (и не только его), что неприличные стихи пописывал... И мыслей всё меньше, и время сжимается, и читать некогда, и разбираться в чём-то, впрочем, тоже. Вот она какая, жизнь-то... Так что, в общем, всё верно: жизнь коротка, а знания приумножают скорбь.
Русский писатель ХХ в. К.Федин, размышляя о секрете мастерства настоящего творца, как-то написал: "Может быть, составить раз навсегда рецепт? Молодые все ждут и требуют рецептов. Думают, что старики скрывают секреты. Ну что ж, надо попробовать: работы - 1000,00 ; таланта - 200,00 ; вкуса - 1,00; традиции - 0,50; здравого смысла - 0,02; вдохновения - 0,01; самокритики -10,00; удачи - 0,001.
По столовой ложке утром, днём, вечером. ночью. Перед употреблением тщательно взбалтывать, ввиду нерастворимости самокритики. При появлении оскомины запивать юмором. Держать на печке, так как при остывании теряет силу. При отсутствии здравого смысла его можно заменить чужой головой."
Почти просто. К чему все поиски, сомнения, если мир поглотила волна под названием "массовая культура", если ураган Безграмотность, подобно урагану Рита, уничтожает всю большую часть наших голов и душ? А мы не в силах противостоять всему этому: слишком интеллигентны и ненахальны, слишком интеллектуальны и в то же время абсолютно обычны...
-
То, что вчера ещё жило, светясь
Высокой сутью внятного ученья,
Для нас теряет смысл, теряет связь,
Как будто выпало обозначенье
Диеза и ключа, - и нотный ряд
Немотствует: сцепление созвучий
Непоправимо сдвинуто, и лад
Преобразуется в распад трескучий...
Эти строки написаны немецким философом, писателем, лауреатом Нобелевской премии Германом Гессе. Увы, забавником его не назовёшь. Он-то считал, что каждая ценность культуры существует для того, чтобы помочь кому-то подняться на ступеньку выше по лестнице, которой, в общем-то, нет конца. В этом он видел назначение своих книг. По этой причине он отказал многотомной "Библиотеке мировой литературе", (будучи её составителем в 30-годах ХХ века), изъять из неё "неарийских авторов". В связи с этим он был обвинён одной пронацистской газетой в "предательстве немецкой литературы".
На что должно ориентироваться настоящее творчество? Всю жизнь иногда мы ищем эти ориентиры. У Гессе герой тоже ищет. Бродит, скитается, ошибается, меняется, к чему-то приходит и снова ищет. Сначала его герой - "романтический скиталец". А в позднем творчестве сарказм "степного волка" сменяется ориентирами музыкальной классики. Так в молодости мечешься, бродяжничаешь, общаешься почти со всеми, потом останавливаешься, мудреешь, что ли... В музыке и, правда, нет слов, зато есть то ли глубина, то ли гармония и тишина. Так появляется герой из романа "Игра в бисер". Этот роман, своего рода, философская утопия. Человечество уже познало горечь плодов технического прогресса, идеологии, активной рекламы и создало некое общество хранителей истины - Касталийский Орден. Члены Ордена отказались от семьи, от политики, от собственности. А художественное творчество они заменили "игрой со всеми смыслами и ценностями культуры", чтобы не замутить страстью и эмоциями строгую объективность духовного созерцания. Интересно, что Гессе ничего не пришлось особенно выдумывать: стоит только вспомнить, что происходило в культуре конца 20-х годов (Бердяев назвал это ёмким словом "кризис"). Можно обратиться к произведениям Кафки, Т.Элиота и других авторов того времени.. Можно вспомнить и картины Пикассо, музыку Стравинского. Конечно, это поиск талантов. Это, по словам С.Аверинцева, "взаимопроникновение интеллектуального и художнического". Талант ищет Идею, потом пытается её облечь в форму. Это понятно. Так было всегда. Часто форма - всего лишь игра. Игра тонкая, интеллектуальная, интересная. Эта игра может заинтересовать, увлечь, многое заменить. Она не может только воссоздать самой жизни со всеми её неустройствами, трагедиями, поисками. Зачем нужна литература, живопись, музыка, если они оставляют нас равнодушными и совсем не трогают наших душ? Эх, как же актуален и просто до боли современен этот вопрос, который, в общем-то, и ставит перед собой герой романа Г.Гессе - Иосиф Кнехт.
-
Для тех, которым всё от века ясно,
Недоуменья наши - праздный бред.
Двухмерен мир, - твердят они в ответ,
А мыслить иначе небезопасно.
Ведь если мы допустим на минуту,
Что за поверхностью зияют бездны,
Возможно ль будет доверять уюту,
Не станут ли укрытья бесполезны?
А потому для пресеченья трений
Откажемся от лишних измерений!
Ведь если менторы судили честно,
И то. что ждёт нас, наперёд известно,
То третье измеренье - неуместно. (Г.Гессе)
На этом вопросе и я, пожалуй, завершу сегодняшний выпуск, ибо хватит вопросов - должны же быть и ответы.
Но напоследок, как всегда, очередной пример орфографической ошибки в рекламе.
Вот что прислала White Mouse: